Общественные слушания: «Тарифная политика в сфере ЖКХ»

30 ноября 2009 г., понедельник
Как заметил руководитель рабочей группы Михаил Застела, тарифы ЖКХ – это не только экономическая тема, но и социальная. Она касается всех. Помимо членов Общественной палаты и общественников в слушаниях участвовали председатель Комитета Республики Татарстан по тарифам Марина Файрушина, заместитель министра экономики РТ Алевтина Кудрявцева, директор ООО "Татжилремпроект" Марат Каримов, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции РТ Ирек Шайдуллин, заместитель руководителя УФАС по РТ Иван Щербаков, заместитель председателя Федерации профсоюзов РТ Юрий Слепов и другие.

Перед слушаниями, посвященными тарифной политике в сфере ЖКХ, члены рабочей группы проанализировали стоимость коммунальных платежей. Член рабочей группы Общественной палаты РТ Асия Садыкова рассказала об итогах мониторинга роста платы за ЖКУ в Татарстане, начиная с 1999 года. Рост средней пенсии в республике, начиная с 1999 года, составил 1015 процентов, в то время как рост платежей за коммунальные услуги - 1787 процентов. «Эта сумма значительно превышает среднюю пенсию. При этом наибольшее количество средств из семейного кошелька отбирают услуги, связанные с электроснабжением и отоплением», - заявила Асия Садыкова.
Рост платежей за электроснабжение за десятилетие составил 3117 процентов. Общий рост платежей за освещение МОП - 1777 процентов. Рост тарифов на электроснабжение составил 1275 процентов, при этом цифры за последний год откорректированы введенными недавно приборами учета. Т.е. приборы учета особо не влияют на уменьшение оплаты, отметила член рабочей группы Общественной палаты РТ. Услуга пользования лифтом подорожала на 1580 процентов, отопление - на 1762 процента, водоснабжение - на 645 процентов.
А.Садыкова отметила, что во втором квартале текущего года величина прожиточного минимума на душу населения в РФ составила 5187 руб., для трудоспособного населения - 5607 руб., для пенсионеров - 4129 руб., для ребенка - 4963 руб.

Обобщив собранные материалы, члены рабочей группы пришли к печальным выводам. Вот только некоторые из них.
Введение диверсификации составляющих одной услуги (электроснабжения, освещения мест общего пользования, ремонта внутридомовых электросетей, включения оплаты за электроснабжение в оплату за лифт), тарифов и нормативов позволяют поставщикам услуг, не меняя качества услуги, значительно повышать ее суммарную стоимость темпами, опережающими инфляционные показатели. Об этом свидетельствуют данные сравнения роста среднего значения пенсии и каждого вида услуг.

Спорными представляются и существующие нормативы. К примеру, за освещение мест общего пользования с 1999 по 2001 год жители республики платили из расчета за 1 кВт/ч с квартиры, а сейчас платят 7 кВт/ч за человека.
Выходит, что, скажем, для семьи из трех человек норматив стал больше в 21 раз. С чего вдруг такой рост? Разве лампочек в подъездах стало в 21 раз больше?

«Когда начинаешь анализировать, с какой скоростью растет стоимость услуг, при том, что качество их в лучшую сторону не меняется, поневоле задумываешься о политике в этой сфере», - говорит Асия Садыкова. По ее мнению, причина кроется в том, что законодательная база не соответствует реалиям времени. В то время, когда людей сокращают с работы, не выплачиваются пенсии, плата за ЖКУ все время растет. "Это говорит о том, что нужно менять способы управления. Система должна быть ориентирована не на то, чтобы любой ценой поддерживать ЖКХ, а на людей", - сказала она.

В своем выступлении Марина Файрушина отметила, что в 2010 году ЖКУ в Татарстане подорожают в среднем на 18 процентов. «В Татарстане разработаны меры адресной социальной поддержки. Граждане, у которых платеж за ЖКУ превышает 21 процент (по РФ 22 процента), имеют право обратиться в органы социальной защиты за предоставлением субсидий», - сообщила она.


По оценкам рабочей группы, рост оплаты жилья по европейским стандартам идет в тысячекратных размерах, поэтому грядущее повышение пенсий на 40 процентов ни в коей мере не говорит о росте благосостояния тех же пенсионеров. Напротив, оно не компенсирует потери от роста тарифов и нормативов.
- Жильцам квартиры с "европейскими стандартами", на "светлое будущее" в пенсионном возрасте надеяться не приходится, - комментирует член рабочей группы Геннадий Сомов. - За квартиру (по расчетам на 2009 год) им придется ежемесячно платить 4 677,55 рубля, а размер средней пенсии - 4 899,9 рубля. Социальные выплаты составляют около 20%. Что же получается? Одну пенсию, например мужа, отдай государству, а на вторую - жены, покупай только воду, так как та, которая течет из крана, уже не будет соответствовать санитарным нормам. Если не хочешь отдавать пенсию, то меняй жилье на "не европейское". Но самое ужасное, что и оно становится для пенсионеров источником стрессов. После того, как наша республика первой перешла на стопроцентную оплату услуг ЖКХ населением, рост тарифов, которые формируются в республике, превосходит рост тарифов в Москве.

Именно тарифная политика была камнем преткновения последние 10-15 лет, И она будет всегда оставаться ориентиром, как ведет себя власть по отношению к населению. Сформированные тарифы не отражают тех экономических затрат, которые возникают с производством этих услуг. В результате неразумной тарифной политики, которая реализовывалась последние годы, происходит износ основных фондов, что влияет на себестоимость тарифов. Тарифы в сфере ЖКХ – это монопольные услуги, которые должны регулироваться со стороны общества, и при формировании тарифов нельзя учитывать только экономические факторы.

По мнению, участвовавших на общественных слушаниях представителей профсоюзов, в реальности расходы на ЖКУ составляют не 5,7 процента от доходов, как это официально считается, а гораздо больше. 5,7 процента было бы при зарплате 30-40 тысяч, у нас же средняя зарплата по РТ примерно 15 тысяч рублей. Поэтому речь должна идти не о снижении роста тарифов на услуги ЖКУ, а о полном их замораживании на тот период, пока снова не начнут расти зарплаты.

На общественных слушаниях представители общественных организаций выступили с тем, что пора бы, наконец, определить истинные цели тарифной политики в области ЖКХ. Для кого стараются наши законодатели, утверждая такие нормативы и тарифы: для крупных корпораций и монополистов или для жителей республики? Много критики обрушилось на управляющие компании, которые, как сказал член рабочей группы Виктор Рахамов, "пытаются все недополученные сверхприбыли возложить на собственников". В связи с этим Ирек Шайдуллин предложил ежегодно проводить независимый аудит УК и вывешивать на сайте все приходы-расходы коммунальщиков, чтобы жильцы были в курсе, на что израсходована каждая копеечка.

Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РТ в свою очередь отметила, что в Казани уже много лет не производится корректировка оплаты за отопление.
Обсуждение темы тарифной политики в сфере ЖКХ прошло бурно, участники выступали с наболевшими проблемами, жалобами, претензиями, задавали вопросы, делились предложениями и т. д. Многие из них отметили, что три года назад по тарифной политики обсуждались те же самые проблемы, задавались те же вопросы, но с тех пор так и ничего не изменилось.
В заключение члены рабочей группы отметили, что для формировании «адекватной» тарифной политики на ЖКУ очень важно, чтобы работа эта проводилась гласно и с учетом платежеспособности населения.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International