Итоги реализации социально значимого проекта «Анализ потребностей получателей соцуслуг СОНКО в Республике Татарстан»

16 марта 2017 г., четверг

Проект Университета управления «ТИСБИ» направлен на повышение значимости некоммерческого сектора в предоставлении социальных услуг населению. Доля некоммерческих организаций в поле социальных услуг остается невысокой. Наряду с тем, реально существует спектр нереализованных потребностей различных социальных категорий населения в получении соцуслуг. Выявление этих потребностей и выступало задачей исследования.

  • В ходе реализации проекта выявлены актуальные и потенциальные (скрытые) потребности получателей социальных услуг, которые могут быть удовлетворены в рамках деятельности СОНКО. Это даст возможность разработать направления совершенствования нормативно-правовой, организационно-методической основы предоставления социальных услуг СОНКО, в том числе, и путем их включения в реестр поставщиков социальных услуг в РТ.

 

  • Исследование носило пилотажный характер: были привлечены представители различных категорий получателей соцуслуг в общем количестве 138 человек:

- Инвалиды, пожилые и одинокие люди

- Семьи, находящиеся в социально опасном положении, в том числе,малоимущие и многодетные семьи

- Женщины, матери одиночки и неполные семьи

- Дети и молодежь, в том числе, дезадаптированные дети и подростки

- Наркозависимые, больные алкоголизмом и психическими заболеваниями

- Преступники и люди с отклоняющимся поведением

- Бездомные, мигранты и беженцы, а также пострадавшие в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов

- Получатели социальных услуг в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства

- Военнослужащие.

  • Выводы по результатам исследования включали, во-первых, рейтинг актуальных потребностей получателей соцуслуг – те, которые уже реализуют СОНКО. Это группы потребностей следующие: группа 1- организация досуга, в том числе, для детей-инвалидов; группа 2- образовательно-воспитательные услуги (обучающие занятия и тематические мастер-классы, участие в творческих конкурсах, творческая самореализация, занятия с коррекционным педагогом); группа 3- психологические услуги и активизация личностных ресурсов (создание групп взаимопомощи, помощь в решении проблем дискриминации на рабочем месте, проблем с зависимостью; группа 4- решение жилищных, имущественных и финансовых вопросов (в том числе, предоставление временного жилья, получение социальной и финансовой помощи); группа 5- лечение и диагностика (санаторно-курортное лечение инвалидам войны и их семьям); группа 6- поддержка, общение и психологическая помощь; группа 7- правовая помощь. Дополнительно и отдельно стоит отметить, что потребность в общении и взаимопомощи становится для получателей соцуслуг одной из насущных проблем, - той социальной услугой, которую они готовы приобрести у НКО. Данные потребности были дифференцированы по поло-возрастным группам и категориям получателей соцуслуг.
  • Во-вторых, выводы включали в себя рейтинг потенциальных (скрытых) потребностей получателей соцуслуг. Это – те потребности, которые имеются у населения, и они удовлетворены в недостаточной степени, либо вообще не удовлетворены. На первых трех позициях расположены потребности в организации досуга, финансовой помощи, поддержке, психологическом сопровождении, юридической помощи. Важными потребностями выступают помощь в получении лечения и диагностики, поддержка в получении образования, трудоустройстве, материальная помощь (продуктовая и вещная). Относительно менее значимы, но также важны потребности в решении жилищных вопросов, помощи в адаптации к условиям жизни в обществе, коллективе, поддержке в реализации способностей, талантов, помощи в оформлении документов (гражданства, опекунства, т.д.), физическом сопровождении (тьютора, социального работника, т.д.), организации доступной среды (передвижение по городу, зданию). Зафиксирована необходимость помощи в решении проблемы насилия в семье, необходимость помощи в преодолении проблемы зависимости. Среди прочих были названы потребности в получении дополнительного образования детей, развитии доступного спорта и здорового образа жизни, помощи с детским садом, оформлении пособий.

Одна из наиболее востребованных групп соцуслуг – оказание правовой помощи. В сфере правовой помощи вне зависимости от возраста и пола получателей соцуслуг наиболее всего развиты потребности в правовом информировании и просвещении, разъяснении прав, а также в получении консультации юриста по определенным вопросам.

  • По результатам исследования составлен рекомендуемый перечень общественно полезных услуг, которые могут оказывать СОНКО. Выделены несколько групп потребностей, в соответствии с перечнем общественно полезных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки их качества», по видам общественно полезных услуг (социально-педагогические, социально-бытовые, правовые, т.д.) с целевой ориентацией каждого вида услуг (на какую именно социальную категорию ориентированы). Каждый вид общественно полезных услуг детализирован на конкретные услуги, которые могут оказывать СОНКО.
  • Результаты исследования показали, что получатели соцуслуг среди имеющихся сложностей взаимодействия с НКО отмечают, чаще всего, факт неосведомлённости, куда именно обратиться за оказанием помощи. Половина опрошенных либо не знает, куда обращаться за получением необходимых соцуслуг, либо отмечает, что отсутствует информация о том, какие организации какие услуги оказывают.
  • Наиболее приоритетными каналами связи между получателями соцуслуг и НКО служат социальные сообщества – как реальные, так и виртуальные, реализованные в социальных Интернет-сетях.

 

  • Обобщая выводы, полученные в ходе исследования, следует отметить, что в процессе взаимодействия получателей соцуслуг с НКО имеются как позитивные стороны, так и определенные сложности. Безусловно, НКО обладают высоким потенциалом в предоставлении необходимых соцуслуг населению. Вместе с тем, сами НКО зачастую не владеют информацией о том, какие потребности на текущий момент и перспективу имеются у потенциальных получателей соцуслуг. В этой связи, повышение информационной открытости о возможностях и  деятельности НКО среди населения выступает одной из главных задач в процессе передачи определенной части соцуслуг из государственного сектора в негосударственный.
  • /file/File/презентация_Анализ СОНКО_для Общ палаты(1).ppt
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International